В добрый путь!

Да, безусловно, в СССР был культ знания. И этому уделялось очень много внимания. А что касается школьной формы, то она, конечно, была очень замечательная. У девочек очень удачно подчёркивала женственность. И форма была очень сексуальная. На 1 Сентября шли вообще как на парад. И кто говорит, что в советской школе ученикам не давали свободу? Нет, почему. Даже такая вещь как голые ноги в школе. Девочка могла придти с голыми ногами в школу. Это было нормально. Ну, не зимой конечно, а если погода позволяла.Приходи, пожалуйста. Если погода позволяет, приходи. И можно было обувь даже на босу ногу надевать. В моей школе, по крайней мере так было. А сегодня действительно, у моей племянницы проблема. На улице жара +26", а в её школе запрещенно приходить с голыми ногами. Только колготки. И в советской школе никогда не было денежных поборов. Мы только приносили деньги за завтраки. И было исключение, это если в школе произойдёт несчастье. Кто-то из учеников умрёт, погибнет, или учитель умрёт. Тогда могли попросить учеников принести, скажем по рублю, это что бы помочь просто в организации похорон. Да. Но это другое совсем.

Body

В добрый путь!


1 сентября — начало нового учебного года. В советское время этот день был праздничным. Нарядные школьники шли в новеньких формах, с новенькими портфелями, учебниками, а главное — с радостными улыбками на лицах и с цветами в руках. Прохожие провожали их добрыми взглядами — за знаниями шло будущее страны. 1 сентября было всенародным праздником, праздником знаний. Но посмотрим — всегда ли этот день был таким радостным, улыбчивым, утопающим в море цветов?

Традиция приходить в школу с цветами родилась в советское время, когда за парты сели дети всей страны.

До революции 1917 года в царской России были школы и гимназии, но кто в них учился? Те, кто имел материальные возможности. Вспомните хотя бы картину художника «У порога школы» или известные строки Тараса Шевченко: «…я до школи — носити воду школярам».

Статистика показывает, что в Европейской части СССР в 1926 году грамотным было менее 50% населения, а согласно переписи 1939 года грамотными в этом возрасте стали более 90%. Таким образом, накануне войны мы стали фактически страной сплошной грамотности. Причем за очень короткий исторический срок.

Как этого добились?

14 августа 1930 года, 80 лет назад, в СССР был введен Закон «Об обязательном всеобщем начальном образовании». За предыдущие 13 лет (1917—1930) в стране было очень много трудностей: гражданская война, послевоенная разруха, НЭП, первая пятилетка, начало коллективизации и индустриализации, начало культурной революции и т.д. Все это требовало немалых усилий и средств. Но и в эти годы страна уделяла внимание детям — работали учебные заведения, создавались новые школьные программы и проекты. Одним из активнейших борцов с детской беспризорностью стал Антон Семенович Макаренко, создавший первую детскую коммуну и талантливо рассказавший об этом в своей книге «Педагогическая поэма». Из этой коммуны вышло много талантливых людей.

В начале тридцатых годов в СССР началась культурная революция. Одной из главных задач стала борьба с неграмотностью. Именно поэтому и появился Закон «Об обязательном всеобщем начальном образовании». Искоренение неграмотности — процесс длительный и трудный. Для этого потребовалось много средств, усилий, политической воли руководства. Если сравнить то время с нынешним, можно сказать, что сейчас идет процесс деградации. Одичание усилий не требует…

Советская школа и система образования были лучшими в мире. Это — общепризнанная истина. В свое время президент США Кеннеди заметил: «Космос мы проиграли русским за школьной партой».

Американцы хотели понять не только систему советского школьного образования, но и систему внешкольных детских учреждений, куда входили дворцы пионеров, станции юных техников и натуралистов, всевозможные кружки, спортивные секции, ученические бригады и т.д.

Американцы исследовали также отношения в ученических и детских коллективах. В классах, кружках, секциях действовал тогда принцип коллективизма, девиз: «Один — за всех,

все — за одного!» Но он был непонятен тем, кто воспитан на принципах индивидуализма.

Советская школа строилась по принципу семьи, отношения между учителями, наставниками и учениками отмечались взаимным уважением и пониманием. Именно поэтому в Советском Союзе сложилась прекрасная традиция приходить в школу с цветами.

Американский детский психолог У. Бронфенбернер писал: «Традиция эта в высшей степени знаменательна, она выражает хорошее отношение как детей, так и взрослых к наставникам. К учителю обычно обращаются не только как к руководителю, но и как к другу.»

А что сейчас? Не отрицаем, есть у нас и хорошие школы, и замечательные учителя, но уже нет той целостной системы обучения и воспитания, нет единой, равной для всех, государственной заботы о детях и их обучении. В навеки памятном 1945 году в первый класс мы пришли в отремонтированную, сверкающую свежей краской школу. Нам ежедневно бесплатно давали завтрак: хлеб с маслом, конфетой и сладкий чай. Наши родители не знали никаких денежных поборов.

А сейчас? Чтобы дети начали учебный год в отремонтированной школе, родителям надо выложить приличную сумму на ремонт.

Плюс к этому учителя еще сами докладывают деньги, чтобы в своем кабинете обновить шторы и наглядные пособия.

Родители платят за факультативы, кружки, секции, дополнительные занятия. Даже охрану приходится оплачивать. А вот у Советской страны денег на школу всегда хватало, детям ни в чем отказа не было.

Начинается новый учебный год. Но упрямая статистика показывает: в Украине далеко не все дети школьного возраста сядут за парты. Ведь сейчас нет закона об обязательном всеобщем обучении, не действует контроль все­обуча, поэтому часть юных граждан Украины остаются за стенами школы.

Но все же большинство наших детей идут в школу. Эта традиция заложена еще в советское время. Это радует, как радует то, что сохранилась и прекрасная советская традиция приносить учителям цветы в знак уважения к их труду.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех школьников, их учителей с этим светлым всенародным праздником — началом учебного года.


Автор:Л. КУРБАНОВА