О конкуренции
Тэги
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Body
О конкуренции при капитализме и социализме
Именно уверенность в завтрашнем дне была огромным благом социализма, которое мы не ценили… Мне даже неприятно называть конкуренцией соревнование между творческими организациями при социализме.
При капитализме проигравшая фирма (так сказать, неконкурентоспособная) уходит с рынка и чаще всего разоряется. Приведу два примера. Изобретателем программируемого компьютера был немецкий инженер Конрад Цузе, столетие со дня рождения которого отмечается в этом году (американцы почитают своих изобретателей интернета). В 1947 году от открыл фирму и продавал созданные им компьютеры. Примерно в 1960 году на рынок вышла финансово могучая ИБМ, и фирма Цузе разорилась. Больше он компьютерами не занимался.
Второй пример – троллейбусы, в Европе их нет, кроме гористой Швейцарии, всюду только автобусы. При этом на всех углах газеты и правительства трубят о том, что выхлопные газы загрязняют атмосферу, ведут к потеплению климата, в городах трудно дышать! Безуспешно пытаются заменить в качестве горючего бензин водородом, теперь вся надежда на батареи, тоже малоперспективная идея.
Почему же исчезли троллейбусы, которые когда-то тоже присутствовали в Европе? Их задавили автомобильные концерны…
Поэтому я и называю капиталистическую конкуренцию «изматывающей душу», всегда стоишь под дамокловым мечом. Мы все почувствовали такую неуверенность, как только перешли в капитализм, причем не уверены в завтрашнем дне стали и трудящиеся, и хозяева. Теперь классический пример конкуренции при социализме.
Во время войны в СССР было много авиационных КБ. Читал, что С.В.Илюшин, пользуясь приближенным к Сталину положением, «протолкнул» свой ИЛ-2 в серию против конкурировавшего с ним и не уступавшего ему по параметрам самолета МИГ-3. Но при этом КБ Микояна-Гуревича не исчезло, оно продолжало работать и давать выдающиеся результаты.
Решающей является государственная поддержка, которой у капиталистов не бывает. Наоборот, они уничтожают конкурента буквально физически. Так после поглощения Западной Германией Германской демократической республики в 1989 году был физически уничтожен завод, производивший недорогие и популярные автомобили «Трабант», ему даже не дали возможности посоревноваться с другими марками автомобилей.
Еще один новейший пример из области ветроэнергетики. Все видели по ТВ гигантские, высотой 100 метров мачты с лениво вращающимися лопастями вентиляторов. Они могут работать только при сильном ветре. Из-за этого их ставят в море в 50 км от берега, тянут по дну кабели, создают специальные суда для их ремонта. На все это из государственного бюджета выделяются многомиллиардные субвенции, получаемый электрический ток является дорогущим. Производство таких ветроустановок монополизировали три или четыре концерна. В то же время, в патентах США и Германии имеются сотни (!) других вариантов более экономных ветроколес, но их никто не производит; те три или четыре концерна этого не допускают. А сами они не заинтересованы в производстве более дешевого тока, так как тогда сократятся субвенции. Вот и вся конкуренция.
Поэтому при социализме соревнование между различными творческими организациями, выпускающими аналогичную продукцию, даже называть конкуренцией не следует! Ситуация здесь как в спорте, проигравшего не убивают же, как когда-то проигравших римских гладиаторов!
Вот это постоянное ощущение неуверенности в том, что будет завтра, является характерным для всех капиталистических стран и самых преуспевающих фирм. В СССР тоже закрывались или сокращались какие-то предприятия. Наконец, любая стройка когда-то заканчивалась. Но всегда кто-то наверху думал, обязан был думать о том, куда перейдут высвободившиеся люди.
При капитализме каждая фирма и каждый трудящийся думают об этом самостоятельно, вот это и есть долгожданная свобода. Среди наших руководителей было даже распространено мнение, что было бы неплохо иметь небольшую безработицу, чтобы стимулировать остальных работников! Именно уверенность в завтрашнем дне была огромным благом социализма, которое мы не ценили…
Семен Сладков 29.06.2010