ЦАРСКИЕ ГЕНЕРАЛЫ В КРАСНОЙ АРМИИ

Body

ЦАРСКИЕ ГЕНЕРАЛЫ В КРАСНОЙ АРМИИ (1918-1920 гг.)

Здесь идёт речь только о 185 генералах, служивших в Штабе РККА. Большинство из них состояли на службе в РККА добровольно, и только шесть по мобилизации.

Списки взяты из книги А.Г. Кавтарадзе «Военные специалисты на службе Республики Советов 1917-1920 гг.». Академия Наук СССР, 1988 г.

В тот же список генералов Генерального штаба Императорской армии, служивших в Штабе РККА, включены офицеры в чине полковника, подполковника и капитана. Весь список (включая генералов) составляет 485 человек.

Для того чтобы оценить оглушающую цифру в 185 генералов на службе РККА, интересно сравнить ее с цифрой числа генералов Генерального штаба в канун Великой войны. На 18 июля 1914 года в корпусе офицеров Генерального штаба (Генштаба) состояло 425 генералов. В конце войны их было, несомненно, больше. Показательной цифрой будет все-таки отношение 185 к 425, что составляет 44%. Сорок четыре процента царских генералов от общего их числа в канун войны перешли на службу РККА, т.е. служили на красной стороне; из них шесть генералов служили по мобилизации, остальные добровольно.

Стоить назвать этих шестерых генералов, не пожелавших добровольно служить в РККА и служивших помимо желания, по мобилизации, т.е. по принуждению, что делает им честь. Все шесть генерал-майоры: Алексеев (Михаил Павлович, 1894), Апухтин (Александр Николаевич, 1902), Верховский (Александр Иванович, 1911), Солнышкин (Михаил Ефимович, 1902) и Энгель (Виктор Николаевич, 1902). В скобках указаны годы окончания ими Академии Генерального Штаба. В чинах полковников, подполковников и капитанов значится также весьма большое число лиц, служивших в РККА.

Общая цифра - в 485 офицеров царского Генерального штаба, как и цифра 185 из числа генералов в этом списке, служивших в Генеральном штабе РККА, также неожиданна.

Из числа других кадровых офицеров Императорской армии значится 61 человек, из них 11 в чине генерала, в списке под заглавием «Военные специалисты - командующие армиями». (Вероятно, этот список надо понимать в том смысле, что 61 человек занимали высокие командные должности в РККА, так как 61 армии не могло существовать у красных.)

Список, указывающий 185 царских генералов на службе РККА, следует понимать, по-видимому, в том смысле, что большинство из них в чине генералов работали в советских штабах и из их числа 11 человек на фронтах.

Автор источника, послужившего основанием настоящей статьи, приводит многочисленные документы, по которым он составил свои списки, что устраняет сомнения в их верности.

Кроме офицеров Генерального штаба, составлявших советский Генеральный штаб, автор приводит списки офицеров по родам оружия и специальностям, не входившим в советский Генеральный штаб.

В их числе было также много офицеров в генеральских чинах. Не приводя их фамилии, укажем их число:

Чин в царской армии

генералы  

полковники 

подполковники 

Кавалеристы

10 15 15

Строевые артиллеристы

19 22 11

Военные инженеры

11 10 10

Военные летчики

- 4 4

Военные железнодорожники

2 6 -

Бронесилы

1 2 4

Специалисты стрелкового дела

2 2 -

Пограничники

4 6 4

Артиллеристы-инженеры

23 9 3

Административная служба

9 16 7

Интендантское ведомство

5 13 1

Военно-учебное ведомство

13 12 1

ВСЕГО

99 117 50

Если добавить к предыдущей цифре офицеров в генеральском чине в Главном штабе РККА 185 цифру в вышеприведенной таблице 99, общее число царских генералов на советской службе составит 284 человека.

Цифра 284 настолько внушительная, что она вызывает сомнение. Не включил ли советский историк офицеров царской армии, которые в действительности не служили на красной стороне?

Предположение может быть следующее: советский историк мог включить в эти списки расстрелянных офицеров царской армии в целях показать читателю, что на советской военной службе состояло большинство царских офицеров, особенно в генеральских чинах.

Проверить такое предположение можно, только опубликовав в зарубежной печати фамилии перечисленных в списках советского историка и просить потомков кадровых офицеров Императорской армии и гвардии проверить советский источник.

Из моего опыта жизни в СССР, который частично описан в моих «Воспоминаниях», печатающихся в зарубежной печати, например, в газете «Русская жизнь» в Сан-Франциско, я могу привести несколько примеров офицеров, оставшихся на красной стороне. В их числе - мой дядя (брат моей матери) Лаврентий Лаврентиевич Буман, черный гардемарин и мичман флота производства 1916 года. Затем Бек-Агамалов, белый гардемарин, мичман флота, и Кедров, который был в чине капитана 2-го ранга советского флота.

Все трое ненавидели Советскую власть. Все трое были преподавателями Военно-политической академии имени Толмачева в Петрограде. Никто из них не был членом компартии СССР.

Мой дядя Буман остался на красной стороне по инерции. Он жил в Петрограде в 1917 году, женился и бежать на юг с молодой женой не мог или не хотел и не вдавался в политику. Он был мобилизован красными в 1918 году в Волжскую флотилию, потом был долгие годы штатским, а затем поступил в упомянутую академию, из которой был вскоре уволен за переписку с заграницей.

Агамалов и Кедров продолжали служить в академии, но прекратили знакомство с моим дядей после его увольнения. Упомяну еще Беллевича, офицера флота, которого я встретил в 1935 году во Владивостоке, где он командовал шхуной «Работница» на положении ссыльного. Позже он умер на золотых приисках на Колыме.

Таким образом, даже из моего очень узкого круга знакомых в советском Петрограде видно, что военные царского времени в СССР оставались и, по-видимому, их действительно было много.