В добрый путь!
Тэги
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Body
В добрый путь!
1 сентября — начало нового учебного года. В советское время этот день был праздничным. Нарядные школьники шли в новеньких формах, с новенькими портфелями, учебниками, а главное — с радостными улыбками на лицах и с цветами в руках. Прохожие провожали их добрыми взглядами — за знаниями шло будущее страны. 1 сентября было всенародным праздником, праздником знаний. Но посмотрим — всегда ли этот день был таким радостным, улыбчивым, утопающим в море цветов?
Традиция приходить в школу с цветами родилась в советское время, когда за парты сели дети всей страны.
До революции 1917 года в царской России были школы и гимназии, но кто в них учился? Те, кто имел материальные возможности. Вспомните хотя бы картину художника «У порога школы» или известные строки Тараса Шевченко: «…я до школи — носити воду школярам».
Статистика показывает, что в Европейской части СССР в 1926 году грамотным было менее 50% населения, а согласно переписи 1939 года грамотными в этом возрасте стали более 90%. Таким образом, накануне войны мы стали фактически страной сплошной грамотности. Причем за очень короткий исторический срок.
Как этого добились?
14 августа 1930 года, 80 лет назад, в СССР был введен Закон «Об обязательном всеобщем начальном образовании». За предыдущие 13 лет (1917—1930) в стране было очень много трудностей: гражданская война, послевоенная разруха, НЭП, первая пятилетка, начало коллективизации и индустриализации, начало культурной революции и т.д. Все это требовало немалых усилий и средств. Но и в эти годы страна уделяла внимание детям — работали учебные заведения, создавались новые школьные программы и проекты. Одним из активнейших борцов с детской беспризорностью стал Антон Семенович Макаренко, создавший первую детскую коммуну и талантливо рассказавший об этом в своей книге «Педагогическая поэма». Из этой коммуны вышло много талантливых людей.
В начале тридцатых годов в СССР началась культурная революция. Одной из главных задач стала борьба с неграмотностью. Именно поэтому и появился Закон «Об обязательном всеобщем начальном образовании». Искоренение неграмотности — процесс длительный и трудный. Для этого потребовалось много средств, усилий, политической воли руководства. Если сравнить то время с нынешним, можно сказать, что сейчас идет процесс деградации. Одичание усилий не требует…
Советская школа и система образования были лучшими в мире. Это — общепризнанная истина. В свое время президент США Кеннеди заметил: «Космос мы проиграли русским за школьной партой».
Американцы хотели понять не только систему советского школьного образования, но и систему внешкольных детских учреждений, куда входили дворцы пионеров, станции юных техников и натуралистов, всевозможные кружки, спортивные секции, ученические бригады и т.д.
Американцы исследовали также отношения в ученических и детских коллективах. В классах, кружках, секциях действовал тогда принцип коллективизма, девиз: «Один — за всех,
все — за одного!» Но он был непонятен тем, кто воспитан на принципах индивидуализма.
Советская школа строилась по принципу семьи, отношения между учителями, наставниками и учениками отмечались взаимным уважением и пониманием. Именно поэтому в Советском Союзе сложилась прекрасная традиция приходить в школу с цветами.
Американский детский психолог У. Бронфенбернер писал: «Традиция эта в высшей степени знаменательна, она выражает хорошее отношение как детей, так и взрослых к наставникам. К учителю обычно обращаются не только как к руководителю, но и как к другу.»
А что сейчас? Не отрицаем, есть у нас и хорошие школы, и замечательные учителя, но уже нет той целостной системы обучения и воспитания, нет единой, равной для всех, государственной заботы о детях и их обучении. В навеки памятном 1945 году в первый класс мы пришли в отремонтированную, сверкающую свежей краской школу. Нам ежедневно бесплатно давали завтрак: хлеб с маслом, конфетой и сладкий чай. Наши родители не знали никаких денежных поборов.
А сейчас? Чтобы дети начали учебный год в отремонтированной школе, родителям надо выложить приличную сумму на ремонт.
Плюс к этому учителя еще сами докладывают деньги, чтобы в своем кабинете обновить шторы и наглядные пособия.
Родители платят за факультативы, кружки, секции, дополнительные занятия. Даже охрану приходится оплачивать. А вот у Советской страны денег на школу всегда хватало, детям ни в чем отказа не было.
Начинается новый учебный год. Но упрямая статистика показывает: в Украине далеко не все дети школьного возраста сядут за парты. Ведь сейчас нет закона об обязательном всеобщем обучении, не действует контроль всеобуча, поэтому часть юных граждан Украины остаются за стенами школы.
Но все же большинство наших детей идут в школу. Эта традиция заложена еще в советское время. Это радует, как радует то, что сохранилась и прекрасная советская традиция приносить учителям цветы в знак уважения к их труду.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех школьников, их учителей с этим светлым всенародным праздником — началом учебного года.
Автор:Л. КУРБАНОВА
Школьная форма СССР