ПРАВО ВЫБОРА

Body

Капиталистическое право выбора

За двадцать лет массированной атаки частных СМИ на сознание наших граждан в обществе закрепилось мнение о том, что смена политического и экономического строя с социалистического на капиталистический предоставила широчайшие возможности развития личности, создала условия для самореализации человека, открыла пути материального благополучия, а также дала людям свободу слова и передвижения. Пожалуй, ключевым словом преимущества капитализма перед социализмом появляется слово «выбор».

Свобода выбора — первостепеннейшее завоевание демократии. Благодаря тем же частным СМИ демократия у нас ассоциируются непременно с капитализмом, с социализмом же напротив — ее отсутствие. Поскольку мы теперь живем при капиталистической системе, то и у большинства населения не вызывает сомнения, что право выбора у нас действительно имеется. Я говорю о большинстве, основываясь на результатах различных выборов в органы власти за последнее двадцатилетие — большинство выбирает капитализм. Однако не только о выборах я хочу поделиться мыслями, но и о повседневном выборе любого человека, например, в торговом зале супермаркета.

Как покупает бедный? «Взвесьте мне двести граммов колбасы по 11 гривен, — небрежно роняет он продавцу. И обязательно добавляет, — для моей кошки». Девушка-продавец смотрит на покупателя с пустым кошельком, как будто перед ней стоит та самая кошка, прекрасно понимая, кому именно предназначается эрзац-продукт, и фальшиво улыбается. «Спасибо за покупку!» — мило говорит она и внутренне радуется тому, что находится на другой социальной ступени общества — выше и может позволить себе наслаждаться колбасными изделиями по 18 и более гривен за кило…

Богатый бросает в тележку все, что на глаза попадется. Покупает килограммами, литрами, упаковками. Совершенно очевидно, что между этими двумя людьми — пропасть. Объединяет их лишь одно — право выбора. Бедный может реализовать это право следующим образом: купит двести граммов «кошачьей» колбасы или нет. Богатый выбирает по вкусу, цвету, запаху, качеству, а главное — по желанию. Однако желания богатого тоже могут быть ограничены степенью его материального состояния: хочу «мерседес», но пока довольствуюсь «маздой». Выходит, для того чтобы пользоваться в той или иной мере правом выбора, нужно соответствовать этим мерам уровнем своего благосостояния. Чем ты беднее, тем более ограничен в праве выбирать.

«Так стань богатым! — скажет либерал-теоретик. — У тебя есть выбор. Именно в этом и заключается весь кайф капитализма. Все неимущие — лентяи, тунеядцы и иждивенцы. При капитализме плохо только тем, кто не любит работать. Выбирая между ленью и трудолюбием, ты выбираешь между богатством и бедностью. Все просто!» Тут же будут приведены в пример биографии самых успешных наших олигархов. На замечания же о том, что за каждым подобным состоянием скрывается личное кладбище, прозвучит неизменный аргумент — время было такое… сейчас, слава богу, все иначе. Под выражением «сейчас все иначе» следует понимать, что миллиардером может стать любой, и не обязательно преступным путем. Ведь есть выбор!

Действительно, сейчас все иначе. Преступникам-новичкам непросто пробиться «в люди». Для этого необходимо грабить награбленное, а это не одно и то же, что первоначальное накопление капитала: у вчерашних преступников для защиты награбленного сегодня в арсенале имеется то, чего нет у новичков. А именно: власть со всеми ее институтами — финансовыми и правоохранительными. Поэтому стать богатым с нуля сегодня невозможно. Даже преступным

путем.

Богатыми у нас теперь не становятся, а рождаются. Потому что на самом деле капитализм — это система, которая как раз не дает человеку возможности выбора между бедностью и богатством. Лишает его природного стремления к самореализации, отрезает пути к достижению намеченной жизненной цели. Будущее человека зависит лишь от того, в какой семье он родился. Сын рабочего будет рабочим, сын прокурора — прокурором. Это капиталистическая аксиома. Она верна. Также, как и то, что Восток не сойдется с Западом.

В качестве примера были приведены полярные социальные статусы рабочий–прокурор, что соответствует нынешнему понятию: бедный–богатый. Не будем утрировать и сравнивать бомжа и владельца десятка газовых скважин. Посмотрим на жизненные перспективы детей рабочего и прокурора.

Теоретически сын рабочего и сын прокурора даже могут родиться в одном родильном доме. В разных палатах, естественно. Для мамы прокурорского ребенка будет оплачена отдельная палата с кнопкой вызова медперсонала, кондиционером, телевизором и джакузи. Будущая мамаша сына рабочего будет довольствоваться общей палатой, и акушерка обратит внимание на нее лишь тогда, когда у роженицы отойдут воды. Над появлением на свет сына прокурора будут трудиться лучшие специалисты… Сын рабочего родится по Божьей воле, что означает — будь что будет. Мама прокурорского отпрыска сдаст пуповину и плаценту в криобанк (стоимость услуги — 10 тыс. у.е.) для получения из них стволовых клеток, которые затем, когда понадобится, продлят жизнь и поддержат здоровье будущего прокурора. Храниться в криобанке прокурорские стволовые клетки будут за 150 у.е. в месяц. Мама сына рабочего покинет родильное отделение с одной мыслью: «Слава Богу, все обошлось». За сыном прокурора к роддому подкатит личный водитель папаши на «лексусе», за малышом рабочего — дедушка на «Москвиче». Выписка сына прокурора и его мамы пройдет с помпой, сопровождающейся видео- и фотосъемкой, по полной программе предоставляемых при роддоме услуг. Мама рабочего постарается торжественной части выписки избежать — «и так ободрали как липку». Что ж, родителей не выбирают…

В дальнейшем, когда дети рабочего и прокурора подрастут и станут совершеннолетними членами общества, с соответствующими правами и обязанностями, им предоставится право самостоятельного выбора. А пока… Для сына рабочего: игрушки, от запаха которых болит голова даже у взрослых; сок, в котором сока нет; синтетические вещи, от которых летят искры, или «секонд-хэнд»; конфеты, опасные для здоровья; молоко, срок годности которого исчисляется полугодиями… Для прокурорского сына — игрушки не вонючие, не самые дешевые китайские, а европейские, экологически чистые и т.д. и т.п.

Сын рабочего пойдет в детский сад, если позволят средства, а в школу — по принципу «куда возьмут». Сын прокурора будет посещать частный детсад, либо пользоваться услугами няни, а школу ему подберут родители соответственно статусу и желанию: с математическим, языковым или иным уклоном. Естественно, платную. Школьную форму для сына рабочего родители будут приобретать «на вырост», прокурорскому — «на заказ». Сын прокурора будет менять дорогие «айфоны» как перчатки, сыну рабочего на дешевую «мобилку» будут сбрасываться все близкие родственники.

По окончании школы перед прокурорским сыном распахнутся двери платных университетов и академий, отечественных и зарубежных, перед сыном рабочего — двери складов, базаров, стройплощадок, магазинов… Теоретически, если семья сына рабочего напряжется и откажет себе в элементарном, то их чадо сможет получить высшее образование. После чего перед ним откроются двери… складов, базаров, стройплощадок, магазинов. Выбирайте — получать вашему чаду высшее образование или нет! Выбор только за вами! Слава Богу, сейчас все не так, как прежде, и выбор есть! Место сержанта ГАИ в захолустном областном центре стоит 10 тыс. у.е. Выбирайте — будет ваш сын инспектором ГАИ или нет! Система предоставляет право выбора — и это главное!

Итак, сын прокурора стал работником юстиции, сын рабочего — наемным трудягой. Если сын рабочего решит все же разбогатеть, то, в конце концов, непременно станет «клиентом» сына прокурора. От этого знакомства сын прокурора в большинстве случаев станет еще богаче. Ибо именно от него зависит — будет «сидеть» его «клиент» или же нет. У прокурора есть выбор. Есть он и у подозреваемого. Прокурорский выбор: даст — отпущу, не даст — посажу! У обвиняемого: дам — воля-вольная, с дальнейшей перспективой прокурорской «крыши», не дам — буду сидеть. Таким образом, круг, который начала чертить в разных направлениях капиталистическая действительность от стен роддома, замыкается на стенах прокуратуры. Но это вовсе не означает, что Восток с Западом сойдутся…

Для того чтобы сын рабочего стал прокурором, должно свершиться чудо. Или произойти реальная смена системы власти. Власти, которая личные интересы ставит выше общественных, власти, которая мерилом и судьей всего провозгласила деньги. Чудес не бывает. Но бывают выборы в органы власти. Хотя у нас уже давно укоренилось мнение, что на выборах побеждает не тот, за кого голосуют, а тот, кто голоса считает, изменить систему шанс все же есть. Для этого нужна воля подавляющего большинства, а большинство в нашей стране составляют бедняки. Воспользуйтесь своим, пожалуй, единственным выбором, который система пока еще позволяет делать. Дайте своим детям шанс на самореализацию и достойную жизнь.

Автор:Игорь ПАВЛОВ